Интересный взгляд.
http://www.as2x2.com/content/pochemu-ya-ne-khochu-konsultirovatе часто предлагают "консультировать", даже в интернете. А я не хочу. Мне вообще не нравится эта нынешняя практика бесконечных «консультирований» ребенка (речь идет о ребенке БЕЗ тяжелого и однозначного диагноза) с разными специалистами. Один по левой ноздре, другой по правой, третий по переносице. :(
Вот случилась такая штука: имеется у нас ребенок мелкого возраста, и ЧТО-ТО С НИМ ОПРЕДЕЛЕННО НЕ ТАК. Как определяется это? Да воспитатель в саду или учитель в школе жалуются. Жалуются воспитатель или учитель чрезвычайно размыто и однообразно. Классика:
- не успевает
- не сосредоточен
- мешает другим
- до сих пор не пишет
- до сих пор не читает
- до сих пор не считает
- не общается с детьми
- не умеет общаться с детьми (т.е., дерется)
- плохая речь
- слишком взрослая речь, дети его не понимают (это реальная жалоба на мою младшую дочь, честное слово :))
И вообще:
- Сходили бы вы к психологу\неврологу, пусть его протестирует, а вас «проконсультирует».
Ребенка смотрит близлежащий психолог – родители получают заключение, где написано ВСЕ ТО ЖЕ САМОЕ, только терминами:
не сосредоточен – дефицит внимания,
не читает - дислексия,
не общается – аутичный спектр...
Рекомендация: обследовать далее. Потому что: а чего делать-то? Никто не знает, чего делать. Все знают в основном, КАК ОБСЛЕДОВАТЬ. Чтобы потом, когда все наобследуются, вогнать ребенка (как вгоняют штырь в паз при сборке икеевской мебели, с усилием вдвоем) в какую-нибудь условно-подходящую категорию, и придумать ему или «дополнительные занятия» узкого типа - из тех, что найдутся в наличии, - или вообще «образовательную рамку» для таких (читай: «всяких разных») придурков ненормальных необычных детей.
Обследуем мы как? Начинается песня бесконечного похода по все более узким специалистам, каждый из которых «смотрит» на ребенка, как те слепые на слона: тот, что держится за хвост, говорит, что слон длинный и тонкий, тот, что за живот, - что слон круглый и большой, а тот, что за бивень – что слон твердый и острый на конце.
Спец по аутистам смотрит: вроде, не мой, но странный... Тест на дислексию: вроде, что-то есть, но точно не скажем, справку можем дать, наверное... Слух проверяем: а! Снижен на одно ухо! Давай его к нам, у нас льготы!!! Невролог: ну да, дефицит внимания. Риталин хотите? Дам. А вообще по тесту судя, у вас у всех в семье дефицит внимания. Он что, не сидит совсем? Иногда сидит? Если интересно? Гм....
Когда все высказались и написали «заключения» - заключения могут противоречить одно другому на раз, - начинаем искать все-таки, кто бы деточку читать-писать научил. Тут каждый сидит, как Кащей на сундуке, на своем «подходе», великом и ужасном:
- у меня все учатся писать в танце!
- а у меня в процессе выпечки блинов!
- а я сделал специальные пособия, где читать можно телепатически через заряженную воду!
Ну утрирую, да. Будут не танцы и блины, а какие-нибудь «фонетические схемы» или «интонационное структурирование» :). И через 5-6 занятий легко может обнаружиться, что ничего не получается. ВООБЩЕ ничего. Подход не работает. «И пошли они, солнцем палимы» (с) все вдаль и вдаль, к специалистам по другим подходам. "Консультироваться".
А время-то идет.
Фразу «время идет» народ переводит для себя как «упускаем драгоценное время». Но я, вообще-то, имею в виду не совсем это. Точнее, не только это.
Представьте себе, что у вас не ребенок, а котенок. Милый такой, рыженький. Родился ваш котенок в мае. В конце июня пришел к вам в дом баааальшой спец по кошачьим вопросам, взял в руки Рыжика вашего, и вдруг озабоченно так говорит:
- Слушайте, котенок-то чего-то это... Не фурфыркает! И политурит как-то слабовато...
- А? – обалдеваете вы...
- В этом возрасте уже должен фурфыркать хотя бы раз в час. И политурить тоже должен ярче, выразительней. Отстает в развитии ваш кот, покажите специалисту.
- Какому?
- Ну, не знаю... К фурфырологу можно, а также к общему которефлексологу. А еще обязательно к швуну, они в политурении разберутся. И к физиомырчателю. Только поторопитесь, там очереди огромные.
И вот вы записываете кота к швуну на конец июля, к физиомырчателю – недели на три позже, к фурфырологу на сентябрь, к которефлексологу – лучшему в стране! - аж на декабрь.
И все они вас в свой срок КОНСУЛЬТИРУЮТ, и пишут про вашего кота ЗАКЛЮЧЕНИЯ. С точки зрения швуна, кот не фурфыркает, политурение согласно возрастной норме. Физиомырчатель утверждает, что фурфырканье «на подходе» с незначительной задержкой из-за скрученного левого уха, а вот политурение слишком что-то сявчет. Фурфыролог в сентябре никаких проблем с фурфырканьем уже не обнаружил, политурение не проверял, потому что кот такого размера политурить уже не должен ни по каким нормативам, но сильно озабочен узким спектром возрастного мява. А в декабре которефлексолог утверждает, что не надо заниматься ерундой, а надо тренировать левое ухо, иначе будет нарушен охотничий слух, а замечательное юношеское мявкание нужно всего лишь продвигать в хоровом коллективе.
У меня вопрос: ЧТО ВЫ УЗНАЛИ ПРО КОТА в результате всех этих КОНСУЛЬТАЦИЙ?
Ничего вы не узнали. Потому что ваш кот... он все это время... РОС. :)
ОН МЕНЯЛСЯ.
Родители, вы это понимаете, или вы этого не понимаете??????
Кот растет быстро. А ребенок ваш – он СНАРУЖИ растет медленно. Поэтому вам кажется, что в мае и в декабре это один и тот же ребенок. Но это ведь не так совсем.... Ни в одной сфере, даже в самой проблемной и проваленной, ребенок НИКОГДА НЕ СТОИТ НА МЕСТЕ, понимаете? Поэтому весь ваш набор консультаций никогда не даст вам полную картину происходящего: пока вы ходили ко всем вашим «консультантам», поезд ехал в город Житомир и «во время пути собачка могла подрасти», и все ваши "консультанты" видят, строго говоря, РАЗНЫХ детей.
А этот ребенкин «рост» - он совершенно индивидуален. Ни один «специалист» в ныне существующей практике «разовых консультаций» не сможет вам никакой информации дать на эту тему, понимаете? Это может только тот, кто НАБЛЮДАЕТ постоянно этого ребенка – В ЦЕЛОМ, а не одну левую ноздрю.
К сожалению, при этом еще надо знать, «куда наблюдать». Для этого есть два пути. Первый я как раз пытаюсь на этом сайте реализовать: научить родителей. Для умных родителей с высшим образованием это, как правило, вполне возможно. Второй путь: создание особой службы «сопровождения родителей», которая могла бы не консультировать, а ВЕСТИ ребенка несколько лет подряд, отслеживая ВСЕ сферы его развития одновременно со стороны родителей, а не системы.
Если бы меня было три, или в сутках было бы часов 100, я бы это развернула давно, у меня и сотрудники дома есть по всем направлениям :). Мама моя - специалист по речи и коммуникациям, в том числе слабослышащие и аутичный спектр. Дочка старшая скоро получит степень первую по нейропсихологии, и продолжать собирается в медицину. Мы так все вместе младшую мою и растили, и хорошо управились - опыт есть. :) Даже жалко, если пропадет без пользы. Мы даже делаем первые робкие шаги на эту тему, но пока слабо как-то.
Как я это себе представляю? Приходит родитель к нам с ребенком, у ребенка букет проблем. Знакомимся. Я говорю: давайте исключим или подтвердим то, то и то (аутизм, психоравму, проверить зрение, слух...). Сделали. Исключили. Подтвердили.
Пришли назад. Все выложили на стол. Посетили "образовательную рамку". Оценили ситуацию в семье и что могут родители сами. Подумали. Прикинули и набросали, что срочно делать в ближайшие месяцы. Сменить ли рамку. Где нужен специалист и какой, где мама может дома сама заниматься, и программу прикинули, где что-то можем МЫ - уже как специалисты каждый в своей области. Начали. Контакт с семьей еженедельно. Через 2 мес встречаемся, проверяем. Новая установка. И так далее. ГОДАМИ.
Преимущества такого постоянного квалифицированного наблюдения в том, что оно позволяет «решить, за что тянуть». Чаще всего у ребенка "с проблемами" проблема НЕ ОДНА. Крайне редко бывают случаи, когда вот поставил аппарат слуховой на ухо – и ВСЕ, проблема решена, ее не было. Обычно не так. Когда за такого «многопроблемного» ребенка хватаются консультанты, то каждый тянет в свою сторону с дикой силой: и то надо, и это, и третье, и тридцать третье...
Вот младшая моя дочка - глубоко недоношенная - когда маленькая была, ей ОДНОВРЕМЕННО рекомендовали:
- физиотерапию
- гидротерапию
- иппотерапию
- рипуй беисук (терапия деятельностью)
- наблюдение эндокринолога
- наблюдение аудиолога
- занятия в спецгруппах для слабослышащих
- логопеда
- занятия по развитию речи
- арт-терапию
- физкультуру для детей с ДЦП
- спецсад для ДЦП
- спецсад для слабослышащих
- спецсад для детей с задержкой речи
- .... ....... ......
У меня склероз, я половину забыла уже :)
Ну и что, это возможно? :) А главное, это и не нужно. Список надо просмотреть, соотнести с нынешним положением дел, часть выкинуть из головы, часть отложить про запас, и только часть попытаться организовать. Ту, КОТОРАЯ СРОЧНО. Которая ИМЕННО СЕЙЧАС.
Вот это-то и делает квалифицированный наблюдатель! Он знает, ЗА ЧТО НАДО ПОТЯНУТЬ именно сейчас.
Ребенок растет, он изменяется, он РАЗВИВАЕТСЯ сам. Не надо толкать-тащить его в тех местах, где оно «само» едет. Нужно увидеть те места, те находятся «узлы паутинки», которые именно сейчас за что-то зацепились, и за которые надо именно сейчас потянуть вверх, чтобы ВСЯ КОНСТРУКЦИЯ рванулась быстрее... И понятное дело, эти «узелки» все время переползают с места на место. Может быть, только чуточку реже, чем у кота :).
А поскольку я люблю работу свою делать осмысленно, я разовых консультаций не люблю. И не хочу ими заниматься. И без меня хватает пасущихся на этой ниве. :(