. Итак, вопрос: когда наказания приносят только вред и создают обратный эффект? То есть, не исправление поведения, а озлобленность и горечь обиды?
Возможно, я приведу далеко не полный список, но на практике я видела следующие причины:
1. Нет подкрепления положительного поведения, но отрицательному уделяется повышенное внимание. Что это значит: пока ребенок старается вести себя хорошо, он не получает похвалы, если же он совершил негативный поступок, родители реагируют очень бурно и эмоционально. Здесь нужно заметить, что лично мое мнение таково, что поощрение положительного поведения не должно перерастать в "товарные" отношения между родителями и детьми: "помоешь посуду, куплю тебе пирожное", "будешь себя хорошо вести у бабушки, она тебе даст новые игрушки", лучше словесная похвала и эмоциональное проявление как подкрепление желаемого действия.
2. Отсутствие безусловной любви в основе отношений. Не только на уровне родители-дети (где все понятно, если ребенка принмиают только успешным, ему придется трудно), но и между родителями. Это очень сложный вопрос, и тут однозначно "для всех" ничего не скажешь, нужно смотреть внутри себя. Дети отлично чувствуют наши надежно спрятанные чувства и эмоции, и если мама смотрит на папу только через призму его успехов и не может снести его слабости или недостатки, ребенок так или иначе подсознательно примеряет это на себя: любят только хорошим, любят только за что-то.
3. В вопросе наказаний прежде всего должно волновать КАК, а не ЧТО делают родители. Можно самое безобидное наказание выдать таким способом, что человек останется раненым на всю жизнь (хотя, конечно, есть и методы, плохие сми по себе). Что касается этого "как":
3.1 взрослый срывается на ребенке - папу на работе отругал начальник, папа пришел домой и дети оказались виноваты во всех его бедах.
3.2 взрослый дает наказание в состоянии очень сильного гнева или раздражения - получается наказание ребенка как способ своей разрядки
3.3 связано с предыдущим: взрослый не реагирует вовремя, то есть получается :"я тебе сто раз повторяла, ты меня довел!!!" - 99 раз из этих ста видимо явно были лишними, лучше отреагировать спокойно и сразу, нежели закреплять такую модель поведения - пока ты не доведешь родителя до белого каления, он реагировать на непослушание не будет
3.4 перед наказанием нет объяснения, почему оно заслужено и почему родители его осуществляют. Родители должны сказать, что действуют из любви, к чему приводят такие негативные поступки и почему недопустимо непослушание, и что они очень сожалеют, что ребенка приходится наказывать, но такие-то поступки оканчиваются такими-то последствиями
3.5 после наказания нет "восстановления" - именно после наказания ребенку особенно нужно ощутить, что родители его любят по-прежнему и на нем нет вины. Ребенку необходимо сказать о своей сильной любви, еще раз повторить объяснение, что родители наказывают именно из любви, что им очень грустно видеть плохие поступки и тп. Также необходимо проявление эмоциональной подпитки: обнять, приласкать ребенка. (мне интересно, хоть один пример из "советского детства" со всем перечисленным есть? Вот поэтому люди и носят годами раны в сердце, и получается такая реакция на одно только слово "наказание".
3.6 наказание следует с большим перерывом во времени после проступка
4. Наказание несправедливо или не соответствует "величине" проступка
5. Один вид наказания становится "дежурным на все случаи", ребенок уже не воспринимает его
6. Наказание становится привычной манипуляцией, повторяемой слишком часто: "а то я тебя накажу..." там где надо и не надо
7. Внезапное изменение правил или границ, и ребенок не был в курсе
8. Бессрочное наказание ("теперь сиди в своей комнате, пока я тебе не разрешу выйти", "раз вы меня не слушаетесь, я не разрешаю заводить домашних животных" - и животных нет годами, то есть слушаться уже бессмысленно)
9. Манипуляция привязанностью и чувствами: "будешь так делать, бабушка тебя любить не будет!"
10. Угрозы, в том числе нереальные: "милиционеру отдам", "больше никогда не пущу гулять" (ребенок не верит этому никогда и поэтому перестает слушаться вообще)
11. Смешивание поступка и личности, навешивание ярлыков: не "ты вот в этом случае плохо поступил", а "ты плохой мальчик"; не "ты сказал неправду", а "ты врун".
12. Непрощение - одно из самых страшных. Наказание это последствие проступка и оно снимает вину, но иногда родители вспоминают проступок чуть ли не годами: "как я тебе это разрешу, а вдруг ты опять сделаешь так же, как тогда?"
13. Огласка или прилюдное наказание: пришли гости, и папа рассказывает, что натворил вчера ребенок, иили ребенка наказывают при всех, допустим, в гостях.
В конце повторюсь: нужно просто простить своих родителей, у кого-то, вероятно, получится по каждому пункту. <\lj-cut>
http://deti-v-semje.livejournal.com/1974233.html#cutid1