Психологи бьют тревогу: современные, сложные и умные игрушки заранее вынуждают ребенка поступать тем или иным образом
Игрушечный пупс почти как настоящий: умеет пить из бутылочки, смешно двигая щечками, плакать, агукать, смеяться, протягивать ручки и даже пачкать свои куклячьи памперсы. В детстве я бы душу отдала за такого. Но это в моем детстве, то есть довольно давно.
- Спасибо, теть Маш, - говорит Маняша. - А у него ручки сгибаются? А памперсы с липучками или с наклейками? А у меня уже есть такой.
Ну, кто бы сомневался! У Маняши есть все. Ее комната - "Детский мир" в миниатюре. Фарфоровые сервизы и двухэтажные дома, пышногрудые Барби и их друзья всех цветов кожи, миниатюрные копии говорящих животных, коробки с "умными" играми, салон красоты, игрушечная бытовая техника (жужжит и ломается, скажу я вам, прямо как настоящая). Не было в этой комнате лишь самой Маняши - счастливой владелицы всех этих сокровищ. - И не говори, - махнула рукой Маняшина мама Рита, - нынешним детям ничего не интересно. Выбираешь, стараешься, покупаешь, чтоб и производитель хороший, и функции всякие развивающие - через день ей уже скучно - никакой фантазии у ребенка. Вот я в ее возрасте...
Да уж, в Маняшином возрасте фантазии Ритке было не занимать. Приходя к ней в гости, я никогда не знала, куда попаду - в мрачное ли подземелье ведьм, где Баба-яга - ну, то есть Ритка - готовит зелье из маминого крема, цветков ромашки, нарезанной новогодней мишуры; или на хирургическую операцию со скальпелем-палочкой от эскимо и разведенной гуашью-"кровью" в баночке от детского питания. А парикмахерские для одуванчиков? Ну, помните - стебелек разделяется на то-оненькие полосочки, а потом макается в ближайшую лужу - и вот уже кучерявится локонами-пружинками новоявленная принцесса. А не "умные" и не "развивающие", но столь любимые "резиночки"? И ведь ни один титулованный игротехник не приложил руку к "липам-лисам-мячикам". А магазины на скамейке - с камнями-картошкой, луком-травой, бумажками-конфетами и деньгами-листочками?
Моим личным хитом продаж стало "мороженое для зверей" - белые, аккуратно отрезанные края фотографий, хранимые в картонной коробке. Я делилась ими только с Риткой, а остальные нам завидовали. И дело ведь, если вдуматься, не в советском дефиците. Нет, просто извечное детское "а давай...!" - оно обладает магическими свойствами.
Да, камни - это не картошка, в шесть лет мы это прекрасно понимаем. Мы просто играем - в "как будто" настоящее, мы соблюдаем игровую условность. Но ведь пластмассовые клубни ярко-коричневого цвета - тоже не картошка, и дети чувствуют эту фальшь. А волшебное "как будто" к ним не применишь, производители игрушки сделали это за нас и дали четкие правила: это - касса, это - деньги, это - корзиночка. Сложил - купил - ушел. Фу, какая скука.
Психологи бьют тревогу: современные, сложные и умные игрушки заранее вынуждают ребенка поступать тем или иным образом. Он становится приложением к "говорящему" медвежонку или кукле, приложением, вынужденным подгадывать свои ответы на игрушкины вопросы. И разве можно пожаловаться на злую крокозябру или на Витьку из соседнего двора бездушному агрегату, механически вопрошающему: "Хочешь поиграть со мной, малыш? Давай посчитаем до пяти?"
Американские психологи твердят, что ход игры должен лишь на десять процентов определяться устройством игрушки, а на девяносто - принадлежать самому малышу. Правда, судя по американскому же набору типа "костюм полицейского, наручники и друг, за которого надо отомстить", это осталось гласом вопиющего в пустыне. А австрийские ученые мужи в свое время пытались внедрить проект, исключающий игрушки в садиковских группах, утверждая, что это исключительно благотворно влияет на малышей. Да что там говорить, даже легендарный Штайнер пропагандировал игрушки, сделанные своими руками, а великая Монтессори и вовсе предлагала игры, основанные, например, на переливании подкрашенной воды из емкости в емкость, застегиванием крючков и молний или нанизыванием бисера на веревочку. Да, были и такие крайности. А сейчас другие.
"Бэби-боны", радиоуправляемые машинки и прочие игрушечные радости - они, безусловно, нужны детям. В разумных количествах и зачастую как социальный атрибут: "покажу ребятам в школе", "у всех есть, а у меня нету", "похвастаюсь перед девчонками". Но все же нужны куда меньше, чем внимание родителей и чудесная детская фантазия.
Я надеюсь, что ее, фантазию, ничто не победит. Когда мы зашли в кухню, Маняша кормила апельсинами ею же, Маняшей, нарисованную принцессу и тихонько ей что-то втолковывала.
Маша Петрова
|